Развитие клиринга

Клиринг — специальная форма безналичного расчета, предполагающая применение взаимного зачета товаров, услуг и ценных бумаг между двумя компаниями, принимая во внимание конкретные условия платежных балансов. Это своеобразная разновидность бартера, учитывающая интересы всех сторон.

По мнению археологов клиринговая форма произведения расчетов существовала за 4000 лет до Рождества Христова. Уже тогда возникала потребность во взаимозачетном обмене, который производился и обеспечивался в храмах. До наших дней дошли многочисленные тексты, подтверждающие это.

Ярмарка в Лионе

В 1463 году была открыта первая ярмарка в Лионе. На ней велись торги различными товарами, а после нескольких дней продаж, отводилось отдельное время на взаимозачеты. Из исторических источников известно, что на этой ярмарке редко прибегали к наличным, если речь шла о крупных операциях. Все сводилось к обмену правами требования.

Подобная форма расчетов имела множество недостатков, и нуждалась в централизованной системе контроля. В те времена такую функцию на себя мог взять только банк.

Развитие клиринга

Банк Сан-Джорджо

100 лет спустя банкиры из Генуи решили полностью возложить на себя все функции клиринга на торгах. Они создали следующую схему:

  • участники торгов регистрировались на ярмарке в первый, предъявляя векселя с истекающим сроком действия;
  • на следующий день подводился своеобразный итог по сделкам, учитывающий дебет и кредит;
  • третий день также считался торговым, но в это время достигались соглашения по взаимным расчетам, а некоторые операции можно было отменить;
  • на следующий день подводились итоги торгов, устанавливались обменные курсы и выпускались векселя;
  • все результаты собирались в единой платежной ведомости, где были учтены формы взаимозачета, и указаны суммы долгов к оплате;
  • итоговый документ подлежал тщательной проверке, и после этого направлялся распорядителю, который ставил свою печать, закрывая торги.

Процедуры регистрации и проверки, используемые банком Сан-Джорджо, нельзя назвать быстрыми и надежными. Однако их хорошо знают современные управляющие клиринговых компаний.

История развития данной формы расчета показывает, что подобные взаимоотношения между продавцами или компаниями считались удобными и безопасными во все времена развития торговли. Даже в период кризиса или войны клиринг будет востребован.

 

Оставить отзыв